РЕГИСТРАЦИЯ ООО, ИП

RSS Feed

Мифы о выездной налоговой проверке

Опубликовано в рубрике: Регистрация ООО, ИП

Любому налогоплательщику выездная налоговая проверка доставляет определенные неудобства. Тот, кто еще с ней не сталкивался, пытается побольше разузнать о процедуре, правилах и механизме проверки у знакомых, зачастую получают неверную информацию. В народе бытует несколько мифов касающихся выездной налоговой проверки, речь о которых пойдет ниже.



Миф первый – в первые три года после регистрации налогоплательщика выездная проверка ему не грозит.

Действительно, существует такое заблуждение и ситуация иногда доходит до абсурда – некоторые налогоплательщики каждые три года закрывают старое юридическое лицо и открывают новое. Согласно Закону 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, плановая проверка юридического лица не может проводиться чаще, чем раз в три года. Основанием для плановой проверки может служить истечение трехлетнего срока после регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также истечение трехлетнего срока с момента последней налоговой проверки.

Но здесь существует одна небольшая поправка – согласно пункту 3.1 статьи 1 вышеупомянутого закона, он не распространяется и не может быть применен к области налогового контроля. Вообще, ни в одном положении НК РФ нет ограничений на проверку лиц, прошедших государственную регистрацию менее чем три года назад.

На практике миф отчасти работает, так как чем «моложе» налогоплательщик, тем меньше вероятность того, что в его отношении будет проводиться налоговая проверка. Это связано с тем, что налоговой службе более всего интересно дополнительное начисление налогов, а чем длиннее период между проверками, тем больше может обнаружиться нарушений. Опять же, это наиболее распространенная практика, она не является аксиомой. Случаются ситуации, когда выездная налоговая проверка производится в отношении налогоплательщиков, с момента государственной регистрации которых не прошло и года.

Выездная налоговая проверка – явление не периодическое. Она может проводиться по ряду причин, а именно:
1) Когда налоговая служба получила от МВД запрос на проведение совместной проверки налогоплательщика. Причиной такого запроса может быть жалоба на налогоплательщика, на основании которой в его отношении производились оперативные мероприятия, по результатам которых появились подозрения по поводу ухода от налогов или их сокрытия.
2) Когда налогоплательщик заявляет крупную сумму для возврата НДС. В таком случае проводится камеральная проверка, по результатам которой может быть назначена выездная налоговая проверка. Также выездная налоговая проверка может быть назначена даже тогда, когда камеральная не дала оснований для подозрений в добросовестности налогоплательщика.
3) Когда за первый год деятельности налогоплательщик уплатил большой объем налогов. Это вызвано теми же причинами, что и в предыдущем случае – налогоплательщик имеет большой оборот и совершает большое количество операций, а значит, возрастет вероятность того, что на него можно будет начислить доплату по налогам.

Как мы видим – миф опровергнут. Налоговые органы не просто имеют право производить выездную проверку менее чем через три года после государственной регистрации налогоплательщика, но и нередко этим правом пользуются.

Миф второй – выездная проверка в обязательном порядке производится при ликвидации налогоплательщика.

В действительности, ликвидация юридического лица или индивидуального предпринимателя может послужить основанием для проведения выездной проверки. Но решение о проведении налоговой проверки принимается далеко не во всех случаях. Налоговая служба может не производить проверку. Как правило, налоговые органы производят проверку крупных компаний в обязательном порядке.

Также интересна ситуация с ликвидацией индивидуального предпринимателя. После завершения своей деятельности за предпринимателем остаются все долговые обязательства, но они стягиваются с него как с физического лица. Поэтому выездная проверка в отношении ликвидирующихся индивидуальных предпринимателей не производится, так как она практически бессмысленна. Исключением являются случаи, когда предприниматель оперировал крупными суммами – тогда он может представлять интерес для налоговой службы.

Миф третий – выездной проверки не избежать, если вами интересуется Управление ФНС.

Если по какой-то причине Управление ФНС подозревает налогоплательщика в том, что во время его деятельности возникли какие-либо нарушения, эта информация направляется в Инспекцию ФНС РФ. Именно там принимается решение, проводить или нет выездную налоговую проверку.

Миф четвертый – если налогоплательщик внесен в план проверок, избежать будущей выездной проверки можно, если встать на учет в другой Инспекции ФНС РФ, изменив свое место нахождение.

В том случае, когда налогоплательщик уже попал в план проверок и меняет адрес, Инспекция ФНС РФ автоматически проверяет, состоит ли он в плане проверок. После этого налогоплательщик должен быть уведомлен в течение 7 дней о предстоящей проверке.

Таким образом, проверка однозначно будет произведена.

Миф пятый – выездная проверка производится, если в налоговой декларации указана нулевая или отрицательная прибыль.

Налогоплательщик может привлечь к себе внимание налоговой службы в том случае, если отсутствие прибыли в налоговой декларации противоречит другим данным. К примеру, если у налогоплательщика нет прибыли, но присутствует возмещение НДС. Также внимание налоговой может привлечь подача нулевых деклараций за несколько отчетных периодов, или же если налогоплательщик в предыдущем совершал нарушения. К тому же, если налогоплательщик только начинает свою экономическую деятельность, то на порах становления бизнеса убытки – нормальное явление. К тому же, как и во многих других случаях, налоговые органы заинтересованы не только в выявлении правонарушений, но и в получении доплат по налогам. А с только что начавшей работу компании стребовать просто нечего.

Миф шестой – собирательная безопасность.

Прочитав пять предыдущих мифов, может показаться, что если налогоплательщик не подходит под критерии проверки, выездной проверки не будет. Это заблуждение, так как причин для проведения проверки может быть много – заинтересованность со стороны МВД, крупные финансовые обороты, жалобы от других организаций, лиц и т.д. Соответственно, от выездной проверки нельзя застраховаться, вероятность ее проведения есть всегда. Практика показывает, что некоторые налогоплательщики работают по десять и больше лет, а в отношении их не было проведено ни одной выездной налоговой проверки. С другой стороны, некоторые уже через год после государственной регистрации сталкиваются с проверкой, инициированной по той или иной причине. Выездная налоговая проверка может причинить определенные неудобства, но это не конец света.

Нет комментариев “Мифы о выездной налоговой проверке”

Оставьте комментарий

Дата 22
0